Выбор стиля танца для представления Натьи

Выбор стиля танца для каждого представления обусловлен влиянием дня представления.

Для Натьи, представляемой 15 февраля 2015 года — это влияние праздника Махашиваратри — Великой ночи Шивы — который приходится в 2015 году на 17-ое февраля. Важность этого праздника для индуиста любой конфессии сопоставима с Пасхой или Рождеством для христиан.

Есть несколько мифов, которые рассказывают о событиях Махашиваратри, один из которых рассказывает, что это время связано с исполнением Шивой танца Тандава, являющимся источником цикла создания, сохранения и разрушения мира. Другой повествует, что в эту ночь Шива вступает в брак с Парвати; наступает момент вселенской гармонии, слияние мужского и женского первопринципов. Третий миф говорит, что именно в этот день Шива явился перед Вишну и Брахмой в образе огненного столпа, не имеющего ни конца, ни начала.

Интересно то, что с какой бы стороны мифа мы не взглянули на Махашиваратри, получается, что этот день — своеобразный День рождения Мира: танцующий Бог дает толчок новому циклу творения, мужское сливается с женским, порождая все многообразие мира, верховная троица Богов постигает самое себя.

Саи Баба, личное благословение которого открыло Мандире дверь в мир этого древнейшего искусства, так говорил о Махашиваратри: «День Шиваратри поистине будет священным тогда, когда человек сможет пережить Божественное состояние Бытия-Сознания-Блажества (Сат-Чит-Ананды). До этого момента, человек постоянно пребывает во тьме…Всегда помните о трёх аспектах Божественности – истине, мудрости и вечности, и стремитесь достичь высшей цели человеческой жизни».

Для нашего Театра, который напрямую связан с традицией древнеиндийской мистерии, образ мифического Бога Шивы слит с историей возникновения традиции храмового искусства.

Священный текст «Натьяшастры», который изучается наукой с 1865 года, привлек внимание десятков крупнейших ученых США, Франции, Англии, Индии, отечественных востоковедов и санскритологов, среди которых Ю.Г. Алиханова, В.Г. Эрман, Н.Р. Лидова.

Наталья Ростиславовна Лидова посвятила тексту «Натьяшастры» наиболее полное на русском языке исследование «Драма и ритуал в Древней Индии». И хотя, полный перевод «Натьяшастры» на русский язык не выполнен*, но благодаря ее научному труду любой русский интеллигент может составить впечатление о содержании «Натьяшастры» и прочесть сюжетный пересказ мифов этого священного текста.

*В марте 2015 года, уже после публикации этой статьи, стало известно, что задача полного перевода Натьшастры выполнена Лидовой Н.P., но книга до сих пор не нашла своего издателя.

Наиболее важной мифологемой является эпизод, описывающий визит, который Брахма вместе с актерами нанес Господу Шиве, чтобы обратиться к нему как к главному знатоку драмы, способному по достоинству оценить созданное Брахмой искусство натьи (театрального действия). В «Натьяшастре» говорится, что увидев натью, Шива вспомнил танцевальные движения и позы им самим созданные в незапамятные «темные времена», а затем украсил натью танцевальной интермедией, сделав ее более зрелищной и обосновав появление в ней женщин.

Миф указывает, что храмовое искусство, в том виде, в котором оно представлено в нашем театре зрителям, исходит напрямую от великого и единственного исполнителя Тандавы и следует его указаниям.

Миф указывает, что из искусства натьи с одной стороны вышли все формы известных сегодня ритуалов, которые мы находим в живых религиях Востока и Запада, а с другой стороны все виды искусств. Натья — самим Брахмой названная пятой Ведой — была в своем истоке единым зерном веры и искусства.

В то время, когда не было ни одной из существующих сегодня религий, ни форм искусства, разделенных на визуальные, пластические и музыкальные, натья несла в себе как чувство бхакти, так и эстетическое удовольствие, как знания, так и музыку. Поразительно то, что сколько бы мы не разделяли ее, выделяя из нее танец, или песню, или ритуал, целостность и сохранность ее синкретического ядра как будто бы обеспечена какой-то высшей силой.

Стиль бхаратнатьям — это стиль духовной трезвости, истинного осознания, подобный «боевому искусству в танце», он как нельзя лучше отражает сущность чистого и всёпринимающего Шивы.

К настоящему моменту программа полностью подготовлена.

15-го февраля нас ждет встреча с самым молодым — для театральной сцены — и самым древним искусством, которое очищает и освобождает, способствует успеху и исполнению всех желаний, совершается ради блага людей и через него стремящийся к совершенству достигает успеха во всех мирах.

Приобрести билеты можно
— по телефону у администратора 964-05-09