День представления Натьи

Продолжая рассказ о влиянии дня представления Натьи — 15-го февраля — на ход подготовки действия, мы должны коснуться факта совпадения премьеры с днем ведического поста Виджая Экадаши.

Храмовое искусство дошло до нас из тех времен, когда люди в большей степени руководствовались в жизни цикличным лунным календарем, не говоря о том, что ни юлианской, ни григорианской системы исчисления времени еще не было даже в проекте. Лунный календарь показывает, что спектакль выпадает на 26-ой лунный день, который всегда отмечен постом Экадаши.

Еще не свершились события, почитаемые постом христианами, мусульманами, иными конфессиями, но правило соблюдать пост, отводить в своей жизни время посту уже было установлено.

Не будем вдаваться в объяснение нюансов поста Экадаши, это не наша задача.

Для тех, кто желает заглянуть в эпос Рамаяна, советуем посмотреть фильм-впечатление русского путешественника, впервые в новейшей истории перешедшего Индийиский океан по мифическому мосту Рамы и поставившего перед собой цель найти границу между мифом и реальностью. «Мост Рамы» вы легко найдете в интернете.

Именно с событиями Рамаяны, связан Виджая Экадаши 15-го февралая 2015 года (всего в году таких постных дней — 25).

Наша задача смотреть шире культурных границ и видеть общее во всех культурах, опираясь в первую очередь на те духовные знания, в которых мы выросли.

Пост — это не гастрономические ограничения, и не день сдачи экзамена перед высшими силами, Богом, когда можно напрячься и вести себя как положено, чтобы получить какие-то блага или искупить свою вину. К сожалению, сейчас в наше интересное время попадаются и такие трактовки.

Пост — в первую очередь — это дисциплина ума, это интенсивная нагрузка на ум, который во время поста тренируется, держится под контролем и в спокойствии. Ум успокоить практически невозможно, но когда он занят работой, то все встает на свои места. Работа ума — это забота о теле, управление телом, внимание к телу. Пост для ума — это следить за движением руки, выполняющей обыденную работу и управлять рукой так, чтобы работа была сделана, как можно лучше. Пост для ума — это заботиться о том, чтобы сна для тела было достаточно, и чтобы он был своевременным.

Храмовый танец невозможен без дисциплины ума. Трехчасовая, технически сложная программа — умопомрачительна в прямом смысле слова. Но ум храмовой танцовщицы остается светлым, и зрители увидят это своими глазами. Тайна возможности исполнения программы состоит не в физической подготовке, не в выносливости к нагрузкам, а в строжайшей умственной дисциплине.

Храмовый танец начинается с огня, который женщина каждое утро зажигает в доме перед святым образом. С чистой кухни и еды, приготовленной с молитвой. С чистого, убранного дома. С ее опрятного внешнего вида, когда она плывет улыбаясь среди родных с причесанными волосами, одетая в домашние красивые, женственные одежды. С ее приятного голоса, который можно сравнить с щебетом птиц.

Храмовый танец — это сама жизнь. И чтобы его исполнять, не обязательно выходить на сцену. Каждая женщина может исполнять его в своей семье. В нашей школе, ради совершенствования которой Мандира овледала храмовым искусством, женщины учатся не танцевать, а превращать жизнь в радостное служение, а дом своей семьи в храм, освещенный живым присутствием.

И если праздник Сретения Господня, выпадающий на 15-ое февраля, открыл этот цикл статей для того, чтобы помочь зрителю подготовить восприятие к спектаклю, то день Виджая Экадаши, подсказывает нам, что в подготовке к этому спектаклю будет особенно важен умственный пост.

Ведь подумайте, в этот день постится Рама, объединившийся с Хануманом, собравший в свою армию огромное войско, сильнейших царей Индии, перед тем как пересечь океан и вступить в битву с похитителем своей жены.

Но кто такой Рама? В индиузме есть понятие аватар. Рама — аватар Верховной личности Бога индуистской Троицы. И к моменту поста, будучи воплощенным в теле человека, он уже осознал себя и свою природу. Так зачем ему постится?

Оставим этот вопрос открытым на размышление. А статью открытой для комментирования.