Бхаратнатьям — возрожденная легенда

15-го февраля в спектакле «Классическое искусство Древней Индии» вы увидите Бхаратнатьям, который раз за разом открывает новые слои восприятия для знатоков и поражает воображение увидивших его впервые.

Бхаратнатьям – стиль классического индийского танца из южного штата Индии Тамил Наду. Он отличается линейными позами, симметрией, острой динамичностью, точностью движений. Бхаратнатьям считают самым древним, строгим стилем, при этом он является наиболее популярным и распространенным как в Индии, так и за ее пределами.

Есть несколько версий происхождения его названия:
— основы Натьи (танца) описал Бхарата, и танец стали называть Бхарат Натьям – танец Бхараты;
— в древности Индию называли Бхарата Варша – духовная земля, отсюда и произошло название Бхарат Натьям – танец духа;

И третья, которую в школе Мандиры считают наиболее вероятной: Бхарат Натьям – танцевальная композиционная форма, объединяющая в себе драму, музыку, сцену, свет, ритм, поэзию и многие другие аспекты. Слово Бхарата, состоит из сочетания начальных слогов трех основных слов (подобие аббривиатуры): БХА — бхава – чувство, РА — рага – мелодия, мелодические построения, Т — талам – ритм. Слово «натьям» переводится как танец.

Таким образом, Бхарат Натьям – это танец, объединяющий чувства, мелодию, ритм.

Это стиль чистый, подобно утренней росе, очаровывающий, подобно весеннему цветению, со всем его богатством и спонтанностью. Несмотря на то, что в этом танце постоянно появлялось новаторство и импровизация, он всегда оставался верным основополагающим принципам и дошел до нас из глубокой древности: его возраст исчисляется 2 000 лет, по некоторым источникам, он еще более древний.

Система Бхаратнатьяма охватывает три танцевальные формы: Даси аттам, Бхагавату мелу (танцевальную драму) и балет Кураванджи. Наибольшее влияние имела форма Даси аттам, которая теперь стала синонимом Бхаратанатьям.
Традицию танца сохраняли девадаси – храмовые танцовщицы. Они предлагали свои молитвы божествам в форме этого великолепного танца.

Это были высокоразвитые, образованные женщины. Они проходили обучение музыке, танцу и другим многочисленным театральным искусствам, без знания которых было невозможно исполнять танцевальные номера (литературный язык, техника речи, пение, искусство украшений и пошив костюма, медитативные техники и т.д.)

От братьев Пиллаи произошли три основных школы Бхаратнатьяма:

— Вулувурская (от названия места Вулувур),
— Танджавурская (от названия города Танджавур),
— Панданалурская (от названия места Панданалур).

Во время правления в Индии англичан искусство Бхаратнатьяма было утеряно. Огромный вклад в возрождение стиля внесла Рукмини Деви.

Рукмини Деви родилась в 1904 году, а 25 лет спустя стала первой женщиной, не принадлежащей к касте девадаси, которая научилась танцевать Бхаратнатьям.

Она поставила своей целью перенести дух храма на сцену. Собрав вокруг себя творческих людей, при поддержке Теософского общества (а по некоторым источникам, попав под влияние балерины Анны Павловой), она решила воссоздать формы древнего классического танца. Изучение древних текстов, фресок и рельефов, поиск и знакомство с оставшимися носителям традиции девадаси и учителями принесли результаты.

В 1936 году Рукмини Деви основала в Мадрасе центр искусств «Калакшетра»для подготовки исполнителей и педагогов среди талантливой молодежи, который работает по сей день. Именно здесь возродился Бхаратнатьям. В программу обучения входило изучение Бхаратнатьяма, классической музыки в стиле Карнатака, ткачество, набивка тканей, моделирование сценических костюмов, декорация сцены, языки.

«Возможности искусства Бхаратнатьяма воистину безграничны. Если с его помощью можно поставить Махабхарату и Рамаяну (древнеиндийский эпос), значит это искусство способно выражать чувства и мысли, ибо нет такой сферы человеческого опыта, которую не затрагивали бы эти эпические произведения» — так говорила Рукмини Деви.

Сейчас Бхаратнатьям – признанное во всем мире искусство, где изящество линий и скульптурные позы сочетаются с тонким выражением чувств и глубокой философией. Этот стиль, служивший священной формой поклонения и приносящий удовольствие богам, стал источником духовных впечатлений для нас.

Считалось, что через поклонение Богу в танце человек достигает удовлетворения всех желаний и постигает полноту жизни. Гармония музыки и поэзии, переживание возвышенных эмоций поистине сделало Бхаратнатьям источником глубочайших духовных переживаний как для исполнителя, так и для зрителей.

Чувства и душа подобны танцору и публике, через союз которых возникает великая способность возвышать мирское до вечных ценностей.

Статья о стиле классического танца Бхаратнатьям написана Миланой Северской (Мандирой) в 2007 году и впервые опубликована на сайте http://milana-art.ru/

Статья включена в цикл статей «Театр как духовная практика» с разрешения автора.