От ученичества к мастерству, от исследования к шедевру

Невероятно сложно делать анонсы, рекламные объявления о Натье для широкой публики. Сложность состоит в том, что в нашем языке нет слов, отражающих суть представляемого в театре искусства и суть действия, происходящего на сцене.

Много лет внутри Театра мы называли искусство «храмовым», но считали, что нельзя так называть его для публики. Называли «искусством Пятой Веды», но еще больше сомневались в том, что нужно выносить это имя вовне.

И вот в процессе информирования зрителей в преддверии первого спектакля 15-го сезона, перечитывая и вновь осознавая научные материалы по Натья Шастре, мы убедились, что это искусство действительно нельзя назвать храмовым.

Нельзя потому, что храмы выросли из него, переняв как сакральную архитектуру, так и композицию литургии. Храмы выросли из него и поглотили его собой.

И сегодня, зайдя в храм любой конфессии, зная Натья Шастру, мы можем обнаружить в них и части, и приметы искусства, созданного мифическим Брахмой для просвещения людей будущего. Но если не знаем что искать, то ничего найти не сможем…

Мандира начала свое путешествие по Индии более 20-ти лет назад не ради создания ритуального пространства сцены, но ради поиска ключей к обучению танцу и музыке, которые тогда уже интуитивно были прочувствованы как уникальные источники знаний и средства достижения счастья и целей жизни.

Особенность созданной Мандиры школы, в том, что проведенные здесь исследования позволили восстановить технику танца и довести ее до качества, требуемого Натья Шастрой.

За счет изучения изображений и архитектурных памятников Древнего Египта, в которых очевидна сакральная геометрия, сохраняя те же принципы, нами была отшлифована и переосмыслена техника Бхарата, полученная от лучших учителей своего времени.

Бхарат натьяму — именно этому стилю классического танца — свойственны линейность, четкость, геометричность, позволяющая структурировать пространство по законам математики и геометрии, исполняю танцевальную форму. На спектакле тело исполнителя становится волшебной палочкой, воспроизводящей в пространстве и времени магическую формулу, преобразующую действительность.

Для достижения желанной цели потребовались годы: от репетиции к репетиции каждый жест был пересмотрен и выверен относительно музыки и звучащего слова. Динамика движений была скорректирована по окружностям и прямым линиям так, чтобы всякое движение достигало своей максимальной амплитуды.

Уникальность созданного позднее Театра в следовании канонам Натья шастры, постановок — в соблюдении законов геометрии. Такие последовательность и преданность позволили вдохнуть в форму, сохраненную в Индии, живой дух, связанный с нашей землей, с Севером, где мы живем.

Согласно мифу Шива-Натараджа украсил Натью танцем, согласно преданиям на Севере находится его обитель. Но что значит, «украшенная танцем Натья (драма, театральное действие)»? Значит ли это, что в сюжет вставлен танец? Или значит, что в танцевальное действие преображены и драма и сюжет? Наше исследование склоняется ко второму варианту ответа.

Огромная работа проведена над секретами и ключами искусства абхинайи — передачи чувств и эмоций зрителю. В этом труде невозможно было бы достичь успеха без обучения и личного благословение Каланиди Нараянан — легендарного преподавателя абхинайи.

Другим ключом к загадкам Натья шастры стало глубинное знакомство Мандиры с ритуальными практиками, которым были посвящены ее исследовательские экспедиции по Индии.

Традиция «бхакти», привнесенная в архаичную пантомиму принесла удивительный результат — пантомима ожила, стала понятной, трогающей. Чувства, которые проникают со сцены прямо в сердце, удивляли зрителей и критиков в Индии:»Как этой русской удается показывать наши истории?…»

И год за годом, собирая отзывы после спектаклей, мы читаем подобные слова: «Тронуло… глубоко запало в душу…потрясающие актерские данные… талант и выразительность».

В Театре Натьи (до 2015 гоад — Театре мистериальных искусств) произошло наполнение древнего искусства, ископаемой традиции живым духом. Натья шастра открыла свои секреты тем, кто много лет подбирал ключи, чтобы войти в театр, «дарующий счастье каждому».

Билеты на первый спектакль 15-го сезона можно приобрести на сайте mandira.ru или забронировать по телефону 964-05-09